В Днепре пострадавшим от насилия общими усилиями помогают общественные организации. Они сопровождают женщин по всем необходимым инстанциям. Также оказывают психологическую, юридическую и социальную помощь, передаёт Информ-UA.
Зачастую пострадавшие остаются с ребёнком на улице, когда уходят от обидчика. В таких ситуациях женщине предлагают проживание в приюте. С начала создания проекта, в рамках которого для помощи женщинам объединилось несколько общественных организаций, прошёл месяц, за это время он уже показал свои результаты, рассказывают организаторы. На сегодняшний день в его рамках помогают одиннадцати женщинам, пострадавшим от насилия.
Людмила Коломоец четыре года назад начала организовывать в Днепре группы поддержки для таких женщин, в которых с ними работали психологи. Однажды, рассказывает, к ним на встречу пришла молодая девушка с двумя детьми. Она была достаточно молчалива, на её руках были видны синяки. Она не скрывала, что это сделал её муж, но всегда находила ему оправдания.
Потом женщина перестала посещать группу, и спустя две недели социальные работники попытались ей дозвониться. У них есть правило: если на протяжении 14 дней женщина не появляется, то её начинают искать, для того чтобы узнать, всё ли с ней в порядке. Мама этой девушки сообщила, что она умерла от разрыва селезёнки. По словам Людмилы, все понимали, что это совершил её муж. Но мать девушки не хотела ни в чём разбираться, она просила только о том, чтобы ей помогли оформить опеку над детьми.
После этой ситуации общественниками было принято решение открыть шелтер для женщин с детьми, которые оказались в тяжёлых жизненных ситуациях. В теории они на встречах группы поддержки рассказывали, что им необходимо уходить от обидчика. Но при этом понимали, что многим женщинам попросту некуда идти. В ситуациях насилия важно действовать быстро, говорят специалисты. К примеру, в Кривом Роге так произошло убийство. Женщина, которая не захотела остаться в шелтере, вернулась к обидчику, и он убил её лопатой.
Людмила Коломоец рассказывает, тогда ей было очень сложно, так как приходилось работать в одиночку. Поэтому женщина всегда хотела объединить усилия организаций, которые занимаются помощью женщинам. В таком случае возможно оказать комплексную помощь. Одной организации не под силу решить все вопросы, объясняет Людмила. В Днепре для помощи женщинам объединилось семь общественных организаций. Они подписали соответствующий меморандум. Между всеми участниками была распределена работа, которую необходимо сделать для того, чтобы помочь женщинам с детьми, которые столкнулись с домашним насилием, оказались на улице.
С начала создания данного проекта прошёл месяц, за это время он уже показал свои результаты, рассказывает организатор. На сегодняшний день в его рамках помогают одиннадцати женщинам. Оказывают помощь в предоставлении юридических, психологических, социальных услуг. Особо важной, говорит Людмила Коломоец, является работа с детьми.
Когда страдает женщина, дети стоят у неё за спиной. Ни государство, ни общественные организации большого внимания этому не уделяли. Пока проблемы не стали столь явными. Дети – молчаливые свидетели насилия,
— рассказывает Людмила Коломоец.
Лицезрение насилия сильно травмирует психику детей, говорят специалисты. Если это мальчик, то он может вырасти тираном. Девочка же при выборе мужчины будет отталкиваться от образа отца, и, возможно, свяжет свою жизнь с насильником. Бороться с данной проблемой можно, для этого существуют специальные арт-практики. Детские психологи, играя с детьми, приводят их психологическое состояние в порядок. Специалисты при помощи кукол показывают им правильную модель поведения в семье, а не ту, которую они привыкли видеть обычно у себя дома.
Когда с насилием сталкиваются городские жители, то проще справиться с этой проблемой. Если же речь идёт о людях из отдалённых сёл, то трудности возникают с транспортировкой, и со сбором информации. А в данной ситуации важно наличие свидетелей. С такой историей столкнулась женщина, которая обратилась за помощью в общественные организации Днепра. На неё бросался муж с топором. На место приехала полиция, забрала топор у обидчика, сняла побои у женщины.
Когда общественники посмотрели протокол, то, рассказывает Лариса Коломоец, выяснилось, что он составлен не в пользу женщины, так как соседи дали показания, что это было не домашнее насилие, а просто семейная ссора. Хоть это и происходило систематически.
Для решения подобных проблем представители общественных организаций решили выезжать на место, для того чтобы совместно с полицией и службой по делам детей опросить соседей. Что касается пребывания дома женщины, то она сама должна решить, остаться ей на месте, или же переехать в приют. Точно так же и с остальными проблемами — составляется список и разрабатывается план действий. Помогают в их решении юристы, так как у женщины могут быть вопросы с разделом имущества. Если необходимо оформление детей, то тогда общественники помогают с обращением в социальную службу. Каждому также оказывают социальную помощь, в постоянном режиме с пострадавшей работает социальный работник, интересуясь её состоянием и потребностями.
Бывают такие ситуации, когда на половине пути женщины отказываются от помощи общественных организаций. Аргументируют они это тем, что надеются, что их обидчик изменится. В таких случаях, говорят психологи, нельзя переубеждать женщину, подталкивать её к уходу от обидчика. Для неё то, в чём она живёт, является зоной комфорта, и выйти из неё достаточно сложно. Поэтому в подобных ситуациях разрабатывается план безопасности, постоянно с ней созваниваются, рекомендуют хранить собранными документы, иметь под рукой контакты людей, с которыми можно связаться круглосуточно, на случай повторения насилия.
Побороть проблему насилия можно, считает Людмила Коломоец. Но для этого необходимо чтобы граждане правильно выстраивали модель поведения в семье. Также важно обеспечить законодательно условия тем, кто оказывается в таких ситуациях. Скажем, на сегодняшний день трудности заключаются в том, что женщина, которая пострадала от насилия, может находиться в шелтере не более трёх месяцев, и повторно обратиться туда она не может. А за это время порой сложно решить все проблемы, говорят специалисты. К примеру, в Румынии шелтер постоянно открыт для всех, женщина может там жить сколько угодно, и обращаться туда неограниченное количество раз.
Если граждане столкнулись с насилием, то им необходимо обратиться в полицию, на горячую линию по борьбе с насилием, или к общественным организациям.
]]>